Один день, первый шаг: как в «Пятёрочке» развивают инклюзию | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​
ru
en

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Один день, первый шаг: как в «Пятёрочке» развивают инклюзию

Трудоустройство людей с инвалидностью порой может кардинально отличаться от привычного многим пути. Длительные перерывы, страх потерять льготы, неуверенность в своих силах и предубеждения менеджеров по набору персонала — все это приводит к невозможности годами найти работу.

Торговая сеть «Пятёрочка» в сотрудничестве с фондом Everland начала пилотировать проект «Один день в «Пятёрочке». На работу в торговый зал в качестве ознакомительной экскурсии на четыре часа могут прийти люди с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее — в материале Forbes

Последовательный путь

Все началось с создания доступной среды для покупателей. Три года назад в «Пятёрочке» начали выстраивать системный подход к тому, чтобы помещения магазинов были адаптированы для пожилых людей или посетителей с инвалидностью, а позднее — чтобы и курьеры при доставке заказов умели грамотно общаться с такой категорией покупателей.

«Инклюзия – одно из важных составляющих комплексной программы устойчивого развития «Пятёрочка с заботой». Наша главная задача сделать так, что б всем было комфортно — и покупать, и работать. Для этого мы работаем с пространством торгового зала, чтобы среда была адаптивной: в магазинах есть широкие проходы, пандусы при входе, полки расположены на удобной высоте, есть кассы самообслуживания, которые могут использовать и клиенты с ограничением по слуху», — рассказывает Алина Юхневич, руководитель по устойчивому развитию торговой сети «Пятёрочки». 

По ее словам, контролировать состояние торговых залов, помимо чек-листов по инклюзии для руководителей магазинов, помогают тайные покупатели компании. Большой пласт работы занимает обучение персонала по взаимодействию с людьми с инвалидностью, которое является регулярным, чтобы охватить вновь пришедших сотрудников.

Адаптация магазинов привела к идее, что людей с инвалидностью можно и нужно приглашать на работу. Но не ради соблюдения государственных квот по набору такого персонала. «Мы не хотим, чтобы это превращалось в формальность, — поясняет Юхневич. — Суть нового проекта в том, чтобы понять, как нанимать людей с инвалидностью для создания полноценной инклюзивности. Работа должна быть не только по способностям, но и нравится человеку, подходить под характер. Например, люди с расстройством аутического спектра на пробных днях отлично справлялись с монотонной повторяющейся выкладкой товара. При этом их психологическая потребность в поддержании порядка и повторении действий здесь очень пригодилась. И они чувствовали себя нужными и важными, а главное более счастливыми от этого.». Она напоминает, что в стране, по данным Росстата, около 10,9 млн таких граждан.

Инклюзия как экспертиза

«Снаружи создается видимость, что ретейл — это очень простой бизнес: нужно просто поставить продукты на полки. Ничего подобного, ретейл — это очень технологичный процесс. Поэтому это заблуждение, что в торговлю можно запросто трудоустраивать, в том числе людей с инвалидностью», — отмечает сооснователь проекта Everland, социальный психолог Игорь Новиков.

По его мнению, «Пятёрочка» пошла не только по ответственному, но и по рациональному пути: компания хочет получить знание, каким образом в тот или иной процесс встраивается человек с разными ограничениями. На сегодняшний день на этот счет нет никаких четких инструкций, даже на Западе, где опыт инклюзии дольше и шире, чем в России. Он поясняет, что люди с похожими нозологиями могут иметь разные особенности, например люди с нарушением слуха могут использовать слуховой аппарат либо совсем не слышать и использовать или нет жестовый язык. «То, как человек воспринимает информацию, напряжение, которое он испытывает, оказывает на него колоссальное влияние, хотя внешне человек может мало отличаться — например, если слуховой аппарат позволяет слышать», — говорит Новиков.

Особенность «Пятёрочки» как предприятия в том, что она может быть емкой для людей с инвалидностью: выработав подход для инклюзивного найма, компания сможет распространять его на всю сеть в разных регионах РФ.


Многие люди с инвалидностью ходят в «Пятёрочку» как потребители и, предположительно, хотели бы тут работать. Но есть многочисленные демотивирующие факторы. Например, человек думает: «Я никогда не работал, и страшно начинать, я могу потерять льготу» или «Мне страшно, я сам не могу устроиться». Проект «Один день в «Пятёрочке» предоставляет возможность поработать в торговом зале с наставником в течение четырех часов на таких позициях, как сборщик заказов в доставке, вспомогательный персонал на кассах самообслуживания, сотрудники торгового зала. Участники проекта проходят предварительные собеседования, в том числе с психологом, и отбор по нозологии (не все категории можно трудоустроить по законодательству). Первый этап подразумевает проведение эксперимента в шести магазинах компании с участием двух-трех человек в каждой фокус-группе.

Директор департамента управления персоналом территории «Центр» торговой сети «Пятёрочка» Елена Нетягова говорит, что до конца года компания намерена разработать полноценную инструкцию по трудоустройству людей с инвалидностью в ретейле.


«В ходе пилота мы должны определить трудовые позиции, которые позволяют людям с инвалидностью работать не то что не травмоопасно, а стратегически сохранно, чтобы выполнение труда не приводило к ухудшению состояния здоровья», — со своей стороны отмечает Новиков.

Необычный день в обычной «Пятёрочке»

Один из таких экспериментов компания провела в магазине, расположенном в административно-деловом районе Новой Москвы. Участвовали три человека с различными видами инвалидности: двое выкладывали товар на полки, а один работал на кассах самообслуживания. Каждый — вместе с закрепленным за ним наставником. В повседневной рутине внутри торгового зала блуждавшие покупатели явно не замечали учебного процесса новичков.

«Мы долго готовились к этому дню стажировки и даже немного волновались. Но все прошло хорошо: особенно мне понравился боевой настрой наших экскурсантов, было приятно видеть, как горели их глаза и сколько интереса и желания у них было к работе», — делится впечатлениями директор магазина Евгения Богданова.


Она добавляет, что в этом году в магазин уже трудоустроились два слабослышащих сотрудника, которые проявляют себя как открытые, добрые, ответственные и коммуникабельные люди.


Один из участников, Никита Фокша, остался доволен практическим опытом: «Мне понравилось выставлять товар на полки и запомнилось, как сотрудники мне улыбались. Я хочу и готов трудоустраиваться и работать дальше». Другая участница, Елена Коновалова, также выразила намерение остаться работать в сети магазинов: «Больше всего мне запомнилась сегодня работа на кассе. Покупатели бывают разными, и с каждым из них нужно было находить общий язык. Мне понравилось, что меня научили новым навыкам, в частности работе с кассой самообслуживания. Я сама хожу в «Пятёрочку» как покупатель, но теперь у меня есть интерес устроиться сюда работать».

Опрошенные во время мероприятия посетители магазина «Пятёрочка» считают, что их отношение к торговой сети не изменится, если в ней будут работать люди с инвалидностью. «Для меня более важным является жизнерадостность сотрудников, а от инвалидности она не зависит», — отмечает Владимир, один из постоянных покупателей. «Я не изменю отношения к магазину, если увижу в торговом зале работников с какой-либо инвалидностью. Это хорошо, если их способностям найдется тут применение», — добавляет посетительница Наталья. В частности, она оценила, что люди с синдромом Дауна могут вполне успешно трудиться в торговом зале.

Шанс первого шага

Алина Юхневич отмечает: по данным опроса, проведенного в компании, большая часть сотрудников готова принять в коллектив людей с ограниченными возможностями здоровья и помогать им в работе. Такие коллективы более устойчивы. В случае успешных итогов пилотного проекта компания рассматривает возможность его масштабирования на другие регионы. Первые результаты обнадеживают. Так, после эксперимента в одном из московских магазинов несколько участников уже решили оформить трудовой договор.

Но трудоустройство в «Пятёрочку» не является основной целью проекта. Организаторы считают: важно помочь людям с инвалидностью сделать первый шаг на пути к самостоятельности. «Это победа, даже если человек потом говорит, что ему данная работа не подходит. Мы дали ему шанс выйти из дома, и после он может переходить к другому, более нужному шагу», — поясняет сооснователь Everland. По словам Новикова, в российских компаниях работает порядка 1–1,5% людей с инвалидностью, причем примерно половина из них по разным причинам скрывает состояние своего здоровья. И текущий запрос бизнеса — качественно интегрировать сотрудников с инвалидностью в рабочие процессы.

Источник: Forbes 

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.