Как российский ритейл замыкает круг переработки продукции — Plus-one | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Как российский ритейл замыкает круг переработки продукции — Plus-one

В понедельник, 26 июля, Всемирный фонд дикой природы (WWF) и некоммерческая организация Экологический союз провели семинар о практиках циклической экономики в сфере розничной торговли. Его участники — ритейлер X5 Retail Group, а также производители P&G и Essity — рассказали, как компании в сотрудничестве с НКО работают со вторсырьем. Корреспондент Plus-one.ru рассказывает подробности.

Циклическая экономика — это что?

«Один из основных принципов циклической экономики — возможность многократной переработки продукции. Другие ее составляющие — экономия первичных ресурсов при производстве, использование возобновляемой энергии и создание инфраструктуры для поддержания жизни товаров, чтобы они служили как можно дольше», — напомнила собравшимся руководитель органа по сертификации, ведущий эксперт системы «Листок жизни» в Экологическом союзе Евгения Кузнецова.

Эксперт считает, что и розничная торговля, и производители играют в циклической экономике важную роль, так как именно они рассказывают покупателям о правильном обращении с «зелеными» товарами. «Одна из главных задач ритейла — не оставлять потребителя наедине с использованной продукцией, а помогать — или повторно ее использовать, или перерабатывать», — пояснила Евгения Кузнецова.

Директор программы «Зеленая экономика» WWF Михаил Бабенко добавил, что экономика замкнутого цикла — не благотворительность, а «абсолютно доходная модель» для всех розничных сетей. «Те кейсы, которые будут представлены сегодня — примеры того, как можно либо сократить издержки, либо увеличить свою прибыль», — подчеркнул он.

X5 Retail Group — за новые стандарты упаковки, просвещение и рефил

Одна из трех крупнейших розничных сетей России — компания X5 Retail Group, под управлением которой 18 тыс. магазинов в 66 регионах страны, до 2023 года хочет увеличить переработку своих твердых коммунальных отходов до 95%, повысить долю марок в экологичной упаковке (пригодной для переработки или многоразовой) до 50%, увеличить ассортимент годящихся для переработки продуктов питания после истечения срока годности до 40%, а еще — снизить коэффициент образования всех отходов на 10%.

«За 2020 год мы отдали на переработку около 620 тыс. т вторсырья — картон, пленки, паллеты, прочую упаковку. Даже не отдали, а продали. Ресайклинг может быть прибыльным», — сообщила руководитель проектов по устойчивому развитию X5 Retail Group Мария Подкопаева.

«Еще мы постоянно работаем над осведомленностью наших покупателей о значимости переработки», — добавила она.

По словам Марии Подкопаевой, ежедневно магазины торговой сети посещает около 15 млн человек. Для просвещения покупателей ритейлер запускает образовательные программы — например, проект «Уроки экологии» от сети «Пятерочка». Он помогает разобраться в особенностях раздельного сбора и рассказывает о пользе ресайклинга.

В 2020 году X5 Retail дала своим поставщикам рекомендации по созданию устойчивой упаковки. Критерии для 13 категорий товаров были разработаны с привлечением экспертов WWF и специалистов экомаркировки «Листок жизни» — основного проекта «Экологического союза». Компания надеется, что после переговоров с другими ритейлерами и торговыми ассоциациями сможет превратить рекомендации в стандарты, по которым начнет работать весь рынок.

Другой «зеленой» инициативой X5 Retail Group стал запуск «рефил-станций» — установок для розлива моющих средств в емкости покупателей. Проект был запущен в 2021 году совместно с производителем бытовой химии BioMio. А недавно ритейлер начал создавать в своих магазинах специальные навигационные маршруты. «С помощью разметки мы помогаем покупателям найти полки с экологичными товарами. Например, по стрелкам с надписью „Экодом“ в „Перекрестках“ можно найти экологичную бытовую химию», — рассказала представитель X5 Retail Group.

P&G — за возобновляемую энергию и повышение эффективности порошков

Корпорация Procter & Gamble (P&G), производящая средства гигиены и стиральные порошки, до 2030 года намерена стать углеродно-нейтральной — за счет оптимизации производства, а также компенсирующих эмиссию CO2 лесных проектов, заявил старший директор по корпоративным коммуникациям и устойчивому развитию P&G в Восточной Европе Руслан Ноздряков. «С февраля наш крупнейший завод в Новомосковске полностью переведен на возобновляемую энергию. Второй завод под Петербургом перейдет на ВИЭ до конца года», — сообщил топ-менеджер.

Корпорация не забывает и про ресайклинг — но оценить масштаб ее инициатив пока трудно. В 2020 году совместно с сетью «Магнит» P&G запустила программу по установке в России 80 фандоматов для сбора пластиковой тары. О результатах акции компания не сообщала. Кроме того, P&G выпускала в России специальные серии продуктов в упаковке из океанического пластика. К 2030 году производитель хочет выпускать все товары в таре из пригодного для вторичной переработки материала.

Другим важным направлением «устойчивой» стратегии в P&G считают увеличение эффективности порошков. По данным совместного исследования компании и WWF, стирка на 30°C вместо 40°C помогает снизить персональное потребление электроэнергии на 57%.

Представитель корпорации ответил и на вопрос корреспондента Plus‑one.ru о жалобах покупателей на то, что с увеличением эффективности порошков P&G их становится сложнее смывать, и приходится использовать дополнительные циклы стирки и полоскания.

Капсулы Tide PODS «Всё в 1» имеют безопасный состав, не содержат фосфатов и хлорного отбеливания. Но очень важно ими правильно пользоваться. Их активные компоненты биоразлагаемые, упаковка сделана из перерабатываемых материалов. В формуле используется инновационная технология Purezyme — уникальный комплекс природных энзимов на основе морских водорослей. Благодаря ему капсулы эффективно отстирывают сложные загрязнения в холодной воде и на энергосберегающих циклах. Для максимальной эффективности их нужно класть на дно пустого барабана ближе к задней стенке и только потом загружать белье в барабан. Капсула растворяется и начинает действовать при первом соприкосновении с водой, ее активные компоненты вымываются из ткани к концу цикла без дополнительного полоскания.

Essity — за сертификацию сырья, экономию и переработку отходов

Представители холдинга Essity, выпускающего в России продукцию Zewa, Tork, Libresse и других брендов, производящих товары из бумаги, делают вклад в циклическую экономику, закупая сырье, сертифицированное по стандартам FSC или PEFC, а также повышают эффективность использования энергетических и химических ресурсов. На заводах компании в России установлены собственные очистные сооружения, вода с которых повторно используется.

«Устойчивое развитие любого производства стоит на трех основных китах — бережном отношении к воде, энергии и переработка отходов. По каждому из них у нас свои кейсы», — заявил директор подразделения по производству потребительских бумаг Essity Артем Лебедев. По его словам, благодаря устойчивым практикам компания снизила потребление воды на 23%, а электричества — на 24% по сравнению с 2014 годом. Количество перерабатываемых отходов в трех филиалах компании в России находится на уровне около 97%. Основной побочный продукт своего производства — шлам — Essity направляет производителям кирпича. Также компания запустила сервис по переработке использованных бумажных полотенец.

Источник: Plus-one 

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.