Кого обучишь, того и получишь. Зачем Х5 Group запустила «Полку» — DP | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Кого обучишь, того и получишь. Зачем Х5 Group запустила «Полку» — DP

Бизнес переводит внутренние университеты и обучающие программы для сотрудников в онлайн–формат, тратя на это десятки миллионов рублей. Цель — сэкономить на найме в дальнейшем.

Компании из разных сфер продолжают инвестировать в обучение своих будущих и уже работающих сотрудников. Крупный бизнес пробует разные форматы обучения: помимо теории и практики "в полях" членам команд предлагают исследовать корпоративные процессы в онлайне.

Полка с компетенциями

На днях X5 Group запустила для своих сотрудников корпоративный университет — онлайн–платформу "Полка Х5", где персонал может "пройти обучение, наметить индивидуальный путь развития и усилить необходимые компетенции". Инвестиции в проект не раскрываются. Предполагается, что университет будет работать по принципу маркетплейса, где сотрудники голосуют за присутствие того или иного образовательного контента и влияют на подключение и отключение конкретных курсов.

Программа включает очные занятия, дистанционные курсы, видеокурсы, вебинары, практические задания, подкасты. В планах запуск кроссформатных программ обучения как в партнёрстве с бизнес–школами, так и самостоятельно, а также развитие института внутренней экспертизы и создание "культуры профессиональных комьюнити".

Первыми программу опробуют офисные сотрудники, а с 2023 года она станет доступна и линейному персоналу. В 2022 году на "Полку" пригласят 20 тыс. сотрудников компании. Как рассказали "ДП" в пресс–службе Х5 Group, запуская платформу, они преследовали несколько целей: в частности, экономию денег за счёт отказа от дублирующих функциональность ресурсов (методологических и технологических).

"“Полка” становится местом, где люди сами создают своё пространство для развития. Это означает даже изменение роли менеджера по обучению. Если раньше ему нужно было создавать, то сейчас его задача — вдохновлять. А это уже совершенно другие компетенции", — говорят в компании. Отвечая на вопрос о монетизации проекта, там указали, что после полноценной реализации потребностей внутри группы рассмотрят вариант развития продукта на внешнем рынке.

Не первые и не последние

Разумеется, проект не стал пионером на рынке корпоративных обучающих программ. У многих крупных ретейлеров есть подобные курсы. В Ozon с января по июнь 2022–го было организовано более 700 обучающих мероприятий более чем для 28 тыс. сотрудников из офисных и операционных подразделений. Персонал проходит тренинги в офлайн– и онлайн–формате, электронные курсы, принимает участие в вебинарах, марафонах, играх для развития навыков. Некоторые даже проводят обучение в коллаборации с вузами.

В "Ленте" на конец 2021 года общее количество обучающих программ составило 241, все они разделены на обязательные и рекомендованные. Для сотрудников на руководящих должностях и кандидатов на высокие посты работают программы "Лента Лидер 2.0" (для директоров магазинов, руководителей центрального офиса и региональных дирекций) и "Лента Роста" (для руководителей магазинов). По результатам прохождения первой программы сотрудники получают документ гособразца о повышении квалификации НИУ ВШЭ, в партнёрстве с которой реализуется программа. В 2021 году сеть запустила пилот ещё одной программы — "Лента Форвард" для линейных руководителей и руководителей небольших команд.

У "Улыбки радуги" для этих целей есть отдельное подразделение — учебный центр, где штатные тренеры реализуют программы подготовки по запросу бизнеса. Программу "Профи", которую запустили в октябре 2021 года, посетили свыше 700 раз. Причём именно сотрудники из Петербурга, по словам представителей компании, оформляют около половины заявок. "Непрямая монетизация для компании заключается в том, что с помощью обучения мы наращиваем эффективность сотрудников, сокращаем период стажировки и снижаем стоимость найма за счёт постоянного внутреннего кадрового резерва", — рассказала "ДП" директор сети по персоналу Ирина Гусакова.

Некоторые участники рынка предпочитают покупать обучающие курсы у сторонних разработчиков. Лидер по обучению "ВкусВилла" Дарья Сёмина рассказала, что в её компании используют для онлайн–обучения продукт компании Ispring. "Команда обучения розницы самостоятельно разрабатывает и актуализирует курсы, составляет тесты для сотрудников. А вот на общие мероприятия для всех коллег компании мы на регулярной основе приглашаем сторонних экспертов для обмена опытом, — поделилась она. — Полностью онлайн–форматом работу в полях не заменить, но в онлайне можно прописать гораздо больше ситуаций, проработка которых поможет коллегам в работе. Мы комбинируем форматы обучения в зависимости от ситуации, поддерживаем коллег из розницы “в полях”".

Корпоративные университеты успешно работают не только у ретейлеров. Такой опыт есть у многих представителей крупного бизнеса. В их числе, например, и телеком–операторы. "Билайн университет" включает более 460 программ развития профессиональных и корпоративных компетенций, 1850 электронных курсов и тренингов. Одна из программ — BeeGeek — инструмент для оценки навыков IT–специалистов, в котором каждому специалисту присваивается роль с набором компетенций и уровень (от Junior до Expert), его определяют с помощью оценки навыков.

Как рассказал руководитель департамента по внедрению системы управления на основе анализа данных Николай Безносов, в ближайшем будущем в компании запустят школу разработчиков электронных курсов, где на протяжении нескольких месяцев будут обучать внутренних сотрудников, оцифровывать собственные знания и переводить их в электронный образовательный продукт.

Не скупятся на знания

Создание внутренних обучающих программ для бизнеса — не новое веяние, но сейчас компании меняют подход к подготовке кадров. Как указывает ведущий менеджер направления Talent&Organization Performance "Рексофт Консалтинг" Маргарита Патрушева, этап создания корпоративных университетов завершился 5–10 лет назад. Сейчас их бизнес–модели пересматривают, создают онлайн–версии курсов. Более того, некоторые корпоративные университеты (например, у "Сбера", РЖД, "Росатома") вовлекают широкую аудиторию: не являясь сотрудником, любой внешний пользователь может подключиться к сообществу университета и получить доступ к части контента.

Ряд базовых требований, которые выстраивают заказчики к разработчикам курсов, уже сформировался: доступ с любого устройства и в любое время, удобная "нарезка" на кусочки длиной 5–7 минут, элементы промежуточного и финального тестирования, адаптация под объём знаний пользователя (возможность пропустить ту часть, по которой сотрудник успешно прошёл тест). Отдельная тема — программы развития той или иной функции (например, для аудиторов или руководителей проектов) либо сегмента персонала.

"Если проект создаётся с нуля, он может стоить десятки миллионов рублей. Разработка онлайн–курса “под ключ” (от структурирования материала до его технической вёрстки на интерактивных цифровых инструментах) обойдётся в 1,5–4 млн рублей", — делится расчётами Патрушева.

Источник: Деловой Петербург

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.