Как ритейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Как ритейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России


Электромобили все более популярны в России. Но ограниченный доступ к зарядной инфраструктуре тормозит их широкое распространение. Как ретейлеры развивают сети электрозаправок и заботятся о владельцах более экологичных машин — в материале «Сноба»

Доля электрокаров в России невелика — около 0,1% от общего количества легковушек. Тем не менее внутренний электропарк показывает стабильный рост каждый год. По данным Минэкономразвития, за первую половину 2024-го он увеличился на 27%, до 52 тысяч машин. Треть из них зарегистрирована в Москве. Также активно пересаживаются на более экологичный вид транспорта жители Подмосковья, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Калининградской области.


Автоэксперты объясняют рост популярности электрокаров притоком на российский рынок новых моделей и брендов. Из Китая везут как массовые Lixiang, Zeekr, Voyah, Volkswagen, так и премиальные Audi e-Tron, Mercedes-Benz EQS, Porsche Taycan. Всего россиянам доступно более 70 «электричек».

Интерес поддерживает и государство. В 2022 году почти все западные автобренды покинули Россию — дилеры столкнулись с нехваткой машин. Чтобы покрыть дефицит на авторынке, власти стали развивать индустрию электромобилей. В России поставили на конвейер собственные модели — Evolute, LADA Ellada и «Москвич 3е». Была запущена программа льготного кредитования со скидкой 35%. Кроме того, для электромобилей платные трассы и парковки сделали бесплатными. Еще одной мерой поддержки стало обнуление транспортного налога.

О популярности электрокаров в России говорит и рост количества зарядных станций (ЭЗС). На данный момент в России работают 7,4 тысячи публичных электрозаправок — это в 2,5 раза больше, чем год назад. В основном они сосредоточены в Москве, Петербурге и Подмосковье. Доля медленных, которые заряжают машину за 10–12 часов, составляет 64,5%, а быстрых, способных поднять батарейку до 80% за полчаса, — 34,5%.

По словам вице-премьера Александра Новака, электрозаправки обычно устанавливают на АЗС и автодорогах. Год назад власти Москвы и Петербурга разрешили это делать торговым центрам, коммерческим паркингам, офисным центрам и АЗС. Закон пока не позволяет без решения общего собрания жильцов строить электрозарядную инфраструктуру на территории многоквартирных домов. Минстрой начал прорабатывать этот вопрос в прошлом году — итогов пока нет. Стоит отметить, что 49% опрошенных граждан негативно относятся к появлению ЭЗС на дворовых парковках.

Активно поддерживают индустрию электромобилей многие ретейлеры. Они устанавливают на парковках своих магазинов ЭЗС, позволяя владельцам заряжать машины во время похода за продуктами. Так, в Санкт-Петербурге торговая сеть «Пятерочка» начала размещать возле своих магазинов универсальные ЭЗС мощностью 22 кВт — они позволяют зарядить дневной пробег электрокара за час. С помощью мобильного приложения водители могут бронировать себе место на «заправках» и отслеживать статус зарядки и платежи. Участники программы лояльности X5 Group могут оплачивать услуги бонусами, накопленными за покупки, — «апельсинками». 

«Проект с ЭЗС направлен на сокращение выбросов СО2 и формирование у покупателей культуры перехода к более экологичному образу жизни. Электрозаправки с медленным зарядом представляют собой вмонтированные в стены магазинов станции. Быстрые заправки располагаются отдельной конструкцией. Сейчас проект насчитывает 21 зарядную станцию в Петербурге. Также они есть у магазинов в Москве и Перми», — говорит Татьяна Пржевальская, менеджер направления устойчивого развития «Пятерочки».

При установке ЭЗС ретейлеры сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, не все здания подходят для станций, а быстрые зарядки нельзя монтировать на стенах жилых домов. Кроме того, размещение ЭЗС рядом с магазином может привести к увеличению стоимости аренды участка. И наконец, не везде есть необходимые мощности и парковочное пространство.

Развитие сети электрозарядных станций ретейлерами зависит от спроса в стране на электрокары. По словам Пржевальской, в ближайшие пять лет «Пятерочка» планирует установить ЭЗС почти во всех петербургских магазинах. Также приоритетными городами для развития сети электрозаправок в 2024–2025 годах являются Сочи, Екатеринбург и Казань.

Источник: Сноб

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.