Что такое фудшеринг и зачем он нужен производителям — РБК | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Что такое фудшеринг и зачем он нужен производителям — РБК

Ежегодно в России образуется 17 млн т пищевых отходов. Еда не должна становиться мусором. РБК рассматривает, какие проекты помогают ей избежать такой судьбы. 

Об экспертах:

Юлиа Назарова — президент Фонда продовольствия «Русь»
Ольга Каверина — руководитель направления корпоративной социальной ответственности и благотворительности PepsiCo Россия и СНГ

Объемы потерь продовольствия


Каждый год в мире на свалки отправляется не менее 1,3 млрд т еды. Потеря продуктов происходит на всех этапах пищевой цепи: от сбора урожая до использования потребителем. Для оценки глубины проблемы в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН разработали два основных индекса: food loss и food waste.

  • Индекс продовольственных потерь (food loss) помогает определить, сколько еды теряется в процессе производства и дистрибуции.
  • Индекс пищевых отходов (food waste) фиксирует количество отходов, которое образуется от розничной торговли, ретейла и покупателя.

По оценкам экспертов, потери по каждому индексу составляют в среднем не менее 14%. В некоторых странах эта цифра выше. В России образуется около 17 млн т пищевых отходов. Если к этому количеству добавить потери, которые фиксируются во всей цепочке поставок, то общий объем составит 42 млн т в год. Какая-то часть пищевых потерь вновь возвращается в производственный цикл. Из таких отходов делают компост или корм для скота. Но основная масса отправляется на свалки.

Попадая на полигон, органические отходы не разлагаются в короткие сроки, а запускают анаэробный процесс, в результате которого из толщи мусора выделяются углекислый газ и метан. Помимо негативного влияния пищевых отходов на окружающую среду, производство продуктов задействует огромное количество ресурсов. То есть вместе с просроченным йогуртом или сгнившим помидором в мусорный контейнер отправляются электроэнергия и водные ресурсы, которые использовались при производстве.

Как сохранить и спасти еду

Предотвратить нерациональное использование продовольствия может фудшеринг. Это не только возможность сохранить еду, но также эффективный инструмент в борьбе с бедностью. Так, стоимость продуктов питания, отправленных на полигоны в России, оценивается более чем в ₽1,6 трлн. Аналитики «ТИАР-центра» уверены, что этой суммы хватило бы на то, чтобы протянуть руку помощи людям, которые живут за чертой бедности.

По оценкам Росстата, сейчас в стране насчитывается 19,9 млн жителей с доходами ниже прожиточного минимума. Помочь им берутся несколько всероссийских фудшеринг-проектов и множество локальных. На федеральном уровне наиболее заметны: Фонд продовольствия «Русь», волонтерское движение «Фудшеринг.Москва» и группа «Отдам даром еду».

У каждого проекта своя модель работы. «Фудшеринг.Москва» действует на основе устных договоренностей между бизнесом (донорами) и волонтерами проекта. Участники сами забирают продукты с истекающим сроком годности у организации, а потом распределяют между знакомыми волонтеров, благотворительными организациями и НКО. «Отдам даром еду» — это сообщество VK. В нем каждый день появляются объявления с указанием, какие продукты готовы отдать бесплатно сами люди или предприятия. В комментариях активисты договариваются и забирают товары.

Фонд продовольствия «Русь» появился в 2012 году и является самой крупной организацией, которая оказывает продовольственную помощь в России. Он стал первым в стране «банком еды». Фонд развивает промышленный фудшеринг, то есть «спасает» большие объемы продукции первой необходимости с неистекшим сроком годности от уничтожения. Перераспределение продуктов в данном случае достигается усилием нескольких юридических лиц. «Русь» также работает и с органами государственной власти, чтобы сделать систему передачи продуктов экономически выгодной и продуманной.

«Банки продовольствия стоят на стыке интересов государства, общества и бизнеса. Фудшеринг — это не только про решение социальных вопросов. Это еще и про сохранение экологии. Мы ориентированы на спасение тех ресурсов, которые были затрачены на производство. Ресурсов с каждым годом становится все меньше, и негоже их тратить попусту. Фудшеринг и банки продовольствия — это снижение количества продовольственных потерь и пищевых отходов. Так, в среднестатистической семье на покупку продуктов уходит от 40 до 60% доходов. А если это многодетная семья, то и весь бюджет может уходить на продукты первой необходимости. Спасти продукт и ресурс — стратегическая задача банков продовольствия», — прояснила президент Фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова.

Бесплатные продукты от фонда получают малоимущие семьи с детьми и пожилые. «Русь» распределяет ежегодно 6–8 тыс. т товаров в разных регионах страны. К примеру, в 2020 году фонд начал сотрудничать с центром «Дом для мамы» в городе Магнитогорске. Он существует с 2016 года.

Как рассказала руководитель благотворительной организации Наталья Янакова, продовольственную помощь получают семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Всего в базе подопечных 1 712 человек: многодетные семьи, мамы-одиночки в кризисной ситуации, семьи с детьми-инвалидами.

Продукты и бытовую химию центр получает два-три раза в месяц и распределяет равномерно между всеми нуждающимися. «В период пандемии людям было чуть-чуть полегче, поскольку государство выделяло дополнительную финансовую помощь. Плюс подключились организации. Например, наш металлургический комбинат выдавал продуктовые наборы под названием «Вместе». Потом волна прошла, а люди остались: кто-то без работы, кого-то сократили. Вот здесь Фонд «Русь» сыграл особую роль», — объяснила РБК Трендам Янакова.

Помогают в организации процесса волонтеры. Сейчас их в центре 115 человек: школьники, студенты и взрослые граждане.

Бизнес спешит на помощь

Огромную роль в этом процессе играет сотрудничество фонда с крупнейшими производителями товаров, торговыми сетями и предприятиями общественного питания. Они на постоянной основе передают свою продукцию с заводов и складов по договорам пожертвования. Речь идет об излишках товаров, которые по какой-то причине не продаются (падение спроса, сезонность), но пригодны к употреблению. Одним из первых стратегических партнеров фонда стала PepsiCo. Вместе они реализуют проект «Еда во благо», передавая продукты питания гражданам. Ежегодно PepsiCo отгружает порядка 3,5 тыс. т продовольствия для раздачи в 30 регионах России. Помощь получает более 100 тыс. человек. Почти 85% всей переданной продукции — молочная. Еще на благотворительность отправляются детское питание, напитки, соки и снеки.

Идею фудшеринга разделяют и сами сотрудники компании. Так, в рамках Всемирного дня продовольствия ежегодно около 600 специалистов компании PepsiCo традиционно участвуют в фасовке «Народных обедов» для нуждающихся семей. Как рассказала волонтер PepsiCo Светлана Дементьева, акция сразу стала одной из любимых среди коллег.

Все захотевшие поучаствовать в фасовке получают приглашение на определенный день. В назначенное время они собираются в большом конференц-зале. Каждому выдают набор: одноразовый халат, шапочка, бахилы и перчатки. Потом организаторы мероприятия проводят небольшой инструктаж, и волонтеры распределяются по «участкам». Одни насыпают продукты в емкости, другие запаивают полные пакеты, третьи приклеивают наклейки, четвертые распределяют по наборам.

«Никто не стоит без дела. У тебя на глазах происходит удивительное: из гор круп, макарон, бобовых, пачки пакетов и других сопутствующих материалов появляются продуктовые наборы, которые будут доставлены тем, кому они нужнее всего. И ты понимаешь, что это стало возможным благодаря твоим коллегам и тебе. Ощущаешь тепло и счастье от причастности к чему-то по-настоящему важному!», — высказалась Светлана Дементьева.

Новые проекты: от наборов до «ПРОДкарт»

Сферы сотрудничества партнеров и фонда постоянно расширяются, в том числе через грантовые программы. PepsiCo Foundation выделил грант в размере около 11 млн рублей. Эти деньги направят на помощь 7 тыс. российских семей в 10 регионах страны в 2021–2022 годах.

«Борьба с голодом — одно из наших важнейших направлений, поскольку и в нашей стране люди столкнулись с последствиями пандемии и значительным сокращением доходов. Мы хотим помочь тем, кто нуждается в продовольственной помощи, и использовать наш многолетний опыт сотрудничества с Фондом продовольствия «Русь», — пояснила руководитель направления корпоративной социальной ответственности и благотворительности PepsiCo Россия и СНГ Ольга Каверина.

Проект затронет жителей Московской, Ленинградской, Воронежской, Ростовской, Липецкой, Владимирской, Нижегородской, Омской и Новосибирской областей и Краснодарского края. Работа ведется в тех регионах, где у фонда есть выверенный пул партнеров и проверенная база благополучателей.

«С учетом того, что все дорожает, а ситуация с пандемией остается напряженной, потребность в базовой продовольственной помощи крайне велика. Среди наших благополучателей есть те семьи, которые серьезно пострадали от ковида, лишились единственного кормильца. Мы постараемся помочь в первую очередь наиболее нуждающимся», — отметила Юлиа Назарова.

Программа будет развивать два основных направления в ближайшее время. Первое — фасовка и отправка продуктовых наборов. Семьи получат самые необходимые продукты питания: овсянку, гречку, рис и пшено, макароны, консервы, подсолнечное масло, муку, сахар, картофель, лук и морковь.

Второе направление — поддержка проекта «ПРОДкарта». Карта позволяет малоимущим россиянам самим формировать наборы из необходимых им продуктов питания. В течение трех месяцев на карту будет поступать по ₽1000, которые можно потратить на продукты в магазинах X5 Group. В общей сложности нуждающиеся граждане получат более 250 тыс. порций еды.

«Человек получает продуктовую карту и, приходя в магазин партнерской сети, покупает нужные ему продукты в данный момент. Естественно, деньги (баллы) на карте должны быть потрачены на продукты первой необходимости. Нельзя покупать табачные и алкогольные товары, но можно будет использовать средства с карты для покупки средств гигиены», — добавила Ольга Каверина.

Перспективы роста

Тема фудшеринга долгие годы не совсем была понятна общественности. Но кардинальный перелом произошел именно с началом пандемии, в 2020 году. Неоплачиваемые отпуска и локдаун оставили жителей страны без средств к существованию. Многим не хватало денег на покупку товаров первой необходимости. И вот тут ключевую роль сыграли банки продовольствия. Тогда же на них обратили внимание и органы государственной власти.

Фонд «Русь» еще с 2017 года вел активную работу для изменения налогообложения, в том числе в рамках экспертного совета, инициированного PwC, в состав которого вошли представители компаний PepsiCo, X5 Retail Group, P&G, Unilever, Mondelēz, «Дикси», «Бондюэль-Кубань», группы «Продо» и других организаций. Эксперты не первый год пытались освободить пожертвования от налогов. В 2020 году к предложениям лидеров рынка частично прислушались — сняли налог на прибыль, но этого недостаточно.

«Фудшеринг требует «докрутки» механизма с точки зрения налогообложения по НДС. Это сейчас активно обсуждается всеми структурами государственной власти. Надеемся, что эти изменения в ближайшее время будут внесены. Тогда мы войдем в новую эру, которая будет способствовать или давать возможность ответственным компаниям перераспределять внутри себя и рационально использовать те ресурсы, которые у них есть. То есть они будут пересматривать производственно-сбытовые цепочки таким образом, что нераспроданные товары будут отправляться тем людям, которые себе позволить их не могут. Ну, а если это просрочка какая-то, то будет использоваться старый механизм — утилизация», — поясняет Юлиа Назарова.

Источник: РБК Тренды 

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.