Стратегия устойчивого развития X5 Group
Зеленая торговля: как ритейл внедряет проекты устойчивого развития
Экологическая повестка в ретейле — это не только фандоматы и контейнеры для сбора батареек в магазинах. Рассказываем, как крупный бизнес оптимизирует процессы изнутри через инновации и зеленую энергию
Задачи
В стратегии устойчивого развития до 2030 года компания закрепила несколько целевых показателей по снижению воздействия на окружающую среду. На 30% планируется сократить выбросы Scope 1 и Scope 2 (прямые выбросы парниковых газов и косвенные энергетические выбросы) в расчете на 1 кв. м торговой площади, а также коэффициент образования отходов (рассчитывается как общая масса отходов к объему розничного товарооборота). Кроме того, доля возобновляемой энергии в собственных операциях должна вырасти на треть.
Есть несколько промежуточных показателей, которые X5 хочет достичь уже к концу года. Например:
- на 10% сократить удельные выбросы парниковых газов в расчете на 1 кв. м торговой площади по сравнению с 2019 годом;
- довести до 95% долю перерабатываемых твердых отходов, которые образуются в торговых сетях;
- увеличить передачу до 20% пригодных к переработке пищевых продуктов, потерявших товарный вид до истечения срока годности.
Предпосылки и мотивация
К началу прошлого года у 63% российских компаний были программы устойчивого развития. Несмотря на изменение условий и уход некоторых игроков с зарубежных бирж, интерес к этой теме не исчез. У покупателей, сотрудников и партнеров сохраняется запрос на ответственные практики ведения бизнеса, отмечают в Х5 Group. В компании уверены, что интерес к ESG в России не просто не снижается, а растет.
Опросы участников рынка показывают, что фактор S (social) в последнее время обходит по значимости экологический аспект (E, environment). Тем не менее многие корпорации продолжают свои экологические инициативы и даже запускают новые. Это связано как с новыми регуляторными требованиями, так и с экономическим эффектом от экологической оптимизации.
В X5 цели по снижению воздействия на окружающую среду к 2030 году установили еще в 2019-м в рамках принятой тогда стратегии устойчивого развития. В основном они касаются сокращения выбросов парниковых газов на единицу торговой площади и увеличения доли возобновляемых источников в энергопотреблении.
«Значительная часть выбросов Scope 1 и Scope 2 связана с потреблением хладагентов, электричества и тепла магазинами и распределительными центрами X5», — поясняет директор по устойчивому развитию X5 Мария Подкопаева.
Решение
В компании развивают проекты в области устойчивого развития сразу по нескольким направлениям. Прежде всего внедряют возобновляемые источники энергии, снижают энергопотребление и количество отходов, повышают экологичность транспорта, переходят на устойчивые решения в кондиционировании и холодильных системах.
«Чтобы серьезно сократить выбросы, нужна огромная работа не только в торговых залах, но и за их пределами», — подчеркивает Подкопаева.
Реализация
Возобновляемые источники и энергоэффективность
Компания постепенно переводит свои объекты на возобновляемые и чистые источники энергии, в том числе запуская зеленые мощности — как в собственных проектах, так и в партнерстве.
Например, в Краснодарском крае в четырех магазинах торговой сети «Пятерочка» запущен пилотный проект по использованию солнечных батарей. Такие панели вырабатывают более 23% энергии, необходимой для работы магазина. На фасадные окна одного из самарских магазинов торговая сеть установила солеры, специальные солнечные панели. Такое решение впервые используется в магазине. Солеры создают оптимальное освещение благодаря регулируемому наклону пластин, а также генерируют электроэнергию и защищают помещение от перегрева и переохлаждения. Это помогает снизить затраты на кондиционирование и отопление.
В Карелии 39 объектов сети «Пятерочка» (около 34% от всех магазинов в регионе) перешли на электричество, вырабатываемое ГЭС.
Наконец, в июле «Пятерочка» перевела 490 магазинов в Курской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях и арендованный распределительный центр в Курске на низкоуглеродную энергию, которую генерируют предприятия «Росатома».
Параллельно внедряются проекты по снижению энергопотребления. Половину магазинов сети «Перекресток» подключили к системе «Умный щит». Она позволяет полностью автоматизировать процессы вентиляции магазина, создания тепловых завес, кондиционирования и освещения. «Умный щит» учитывает режим работы объекта, температуру в помещениях и на улице, содержание кислорода и углекислого газа, качество воздуха. Опираясь на эти данные, система своевременно включает и выключает оборудование и освещение.
Магазины «Пятерочки» оборудуют решением «Умный магазин». Система автоматизирует управление холодильниками и холодильными витринами, отопительными и климатическими установками, освещением и отоплением. Только в прошлом году ее установили на 793 объектах.
Сокращение и переработка отходов
«Для минимизации пищевых отходов важно работать на опережение. То есть не создавать такие отходы, максимально используя продукты до истечения сроков годности», — рассказывает Подкопаева. Для этого в торговых сетях используют маркдаун, то есть дают скидки на продукты незадолго до истечения срока годности.
Есть и другие программы. Например, продукты, которые потеряли товарный вид, за символические суммы передаются фермерам. Как правило, это овощи, фрукты и бакалея, сотни тысяч тонн ежегодно. Из них делают корм для животных.
Часть овощей и фруктов отправляется компании «Плодородие». Она перерабатывает органические отходы в удобрения с помощью компостных червей.
Как черви создают удобрения
Вермикомпостирование — метод переработки органических отходов и производства удобрений. Из овощей и фруктов, опилок и животного навоза формируют грядки. При участии компостных червей органика распадается и превращается в удобрение. Процесс идет с выделением тепла. Это ускоряет созревание компоста и позволяет червям работать даже зимой. Если использовать такой состав для рекультивации почвы, после этого ее можно не удобрять 15–20 лет и все это время получать высокий урожай.
Помимо работы с пищевыми отходами X5 отправляет на переработку более 93% пластика, картона и пленки из магазинов и распределительных центров.
Фудшеринг
Уже второй год Х5 развивает направление фудшеринга. «У него большой потенциал как с точки зрения экологии, так и с точки зрения помощи нуждающимся», — говорит Подкопаева. Продукты с истекающим сроком годности, пригодные к употреблению, передают благотворительным организациям-партнерам.
Зеленые инновации
По мнению компании, устойчивое развитие — это высокотехнологичная сфера. Благодаря инновационным решениям удается, к примеру, развивать переработку.
X5 совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) в прошлом году провела отбор инновационных практик. Одним из финалистов стал проект компактной установки rNature, которая производит компост из пищевых отходов. Ее протестировали сотрудники распределительного центра в Богородске.
Кроме того, компания в пилотном режиме установила зарядные станции для электромобилей рядом с «Пятерочкой» в Санкт-Петербурге.
Экологичный транспорт
Магазины Х5 обслуживают больше 4 тыс. грузовиков, которые развозят продукты в 72 регионах присутствия компании. Чтобы оптимизировать потребление топлива, для грузовых автомобилей используют более легковесные кузова. Часть парка переводят на гибридные двигатели, работающие на газовом и дизельном топливе. А пробег машин сокращается за счет более тщательного планирования и оптимизации маршрутов.
Опасные отходы, которые образуются в подразделении «Х5 Транспорт», передаются на утилизацию. Это, например, ветошь, промасленные фильтры, аккумуляторы, отработанные масла.
Некоторые виды отходов — шины, масла, металлолом, аккумуляторные батареи — отправляют на вторичную переработку. Для этого компания заключает прямые договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Результаты
По итогам прошлого года удельные выбросы парниковых газов составили 0,412 т эквивалента CO2 на 1 кв. м торговой площади. Показатель снизился примерно на 3% относительно уровня с 2021-го и на 13,7% по сравнению с 2019-м, когда были поставлены цели по снижению выбросов.
Возобновляемые источники и энергоэффективность
- В прошлом году X5 Group оформила международные сертификаты возобновляемой энергии I-REC. Они подтверждают, что 34 947 МВт электричества были произведены с помощью возобновляемых источников. Таким образом, выбросы парниковых газов от энергопотребления снизились на 12 445 т эквивалента CO2, или на 0,83%.
- Собственное производство возобновляемой энергии достигло 139 МВт. Этого достаточно, чтобы обеспечить работоспособность магазина с торговой площадью 300–350 кв. м в течение года.
- Установка солнечных батарей в «Пятерочках» сократила потребление электроэнергии из внешней сети в среднем на 18–20%.
- Система «Умный щит» помогла снизить энергопотребление на 10%, «Умный магазин» — на 4,9%.
Сокращение и переработка отходов
- В прошлом году фермеры получили 96 тыс. т овощей, фруктов и бакалеи, из которых делают корм для животных.
- С октября 2021-го «Плодородию» передали несколько сотен тонн фруктов и овощей.
- За первый год реализации проекта по фудшерингу удалось спасти более 13 т продуктов и помочь 26 тыс. людей.
- По итогам прошлого года, 663 тыс. т пластика, картона и пленки отправили на переработку.
Зеленые инновации
За две недели тестирования установки rNature из 1,4 т сырья получено 139 кг компоста. Его передали подрядчику, который производит удобрения.
Экологичный транспорт
- Около 20% автопарка переведено на гибридные двигатели. «Мы готовы переводить и больше, но инфраструктура газовых заправок в регионах пока не так развита, поэтому для парка это предельный показатель», — объясняют в компании.
- Пробег машин в рейсах уменьшился на 10,5% по сравнению с 2019 -м.
- В прошлом году на утилизацию передали 100 т опасных отходов.
- На вторичную переработку за год отправили 710 т ресурсов, включая масла и аккумуляторы.
Планы и перспективы
В компании обещают продолжить работу над повышением энергоэффективности. Все новые или открытые после реконструкции магазины «Пятерочка» и «Перекресток» будут оборудованы системой «Умный магазин».
Сеть «Пятерочка» будет и дальше строить солнечные электростанции и устанавливать солеры. В «Перекрестке» планируется модернизировать систему приточной вентиляции, чтобы использовать в качестве хладагента не фреон, а обычную воду. До конца года «Перекресток» и «Чижик» подключатся к процессу перевода объектов на низкоуглеродную энергию, которую генерируют предприятия «Росатома».
Компания также рассматривает возможность расширить проект по установке зарядных станций для электрокаров.
Автор: Юлия Живикина / Источник: РБК
Публикации
Все публикации (754)Правила использования сайта
Общие положения
1.1. Все права на Сайт принадлежат ООО «Корпоративный центр ИКС 5», адрес места нахождения: 119049, Россия, Москва, улица Коровий Вал 5, стр. 1 (далее — «Компания»). Настоящие Правила регулируются законодательством Российской Федерации, действие Правил ограничено территорией Российской Федерации.
1.2. Компания рекомендует Пользователям Сайта ознакомиться с данными Правилами, а также Политикой Компании по обработке персональных данных. Пользуясь Сайтом, Пользователи Сайта подтверждают свое согласие с положениями Правил, а также Политикой Компании по обработке персональных данных.
2. Интеллектуальные права
2.1. Все права на Сайт принадлежат ОО «Корпоративный центр ИКС 5», адрес места нахождения: 119049, Россия, Москва, улица Коровий Вал 5, стр. 1 (далее — «Компания»). Настоящие Правила регулируются законодательством Российской Федерации, действие Правил ограничено территорией Российской Федерации.
Политика конфедициальности
Общие положения
1.1. Все права на Сайт принадлежат принадлежат ООО «Корпоративный центр ИКС 5», адрес места нахождения: 119049, Россия, Москва, улица Коровий Вал 5, стр. 1 (далее — «Компания»). Настоящие Правила регулируются законодательством Российской Федерации, действие Правил ограничено территорией Российской Федерации.
1.2. Компания рекомендует Пользователям Сайта ознакомиться с данными Правилами, а также Политикой Компании по обработке персональных данных. Пользуясь Сайтом, Пользователи Сайта подтверждают свое согласие с положениями Правил, а также Политикой Компании по обработке персональных данных.
2. Интеллектуальные права
2.1. Все права на Сайт принадлежат принадлежат ООО «Корпоративный центр ИКС 5», адрес места нахождения: 119049, Россия, Москва, улица Коровий Вал 5, стр. 1 (далее — «Компания»). Сайт посвящен торговым центрам «МЕГА». Настоящие Правила регулируются законодательством Российской Федерации, действие Правил ограничено территорией Российской Федерации.
Лицензионное соглашение
Общие положения
1.1. Все права на Сайт принадлежат принадлежат ООО «Корпоративный центр ИКС 5», адрес места нахождения: 119049, Россия, Москва, улица Коровий Вал 5, стр. 1 (далее — «Компания»). Настоящие Правила регулируются законодательством Российской Федерации, действие Правил ограничено территорией Российской Федерации.
1.2. Компания рекомендует Пользователям Сайта ознакомиться с данными Правилами, а также Политикой Компании по обработке персональных данных. Пользуясь Сайтом, Пользователи Сайта подтверждают свое согласие с положениями Правил, а также Политикой Компании по обработке персональных данных.
2. Интеллектуальные права
2.1. Все права на Сайт принадлежат принадлежат ООО «Корпоративный центр ИКС 5», адрес места нахождения: 119049, Россия, Москва, улица Коровий Вал 5, стр. 1 (далее — «Компания»). Сайт посвящен торговым центрам «МЕГА». Настоящие Правила регулируются законодательством Российской Федерации, действие Правил ограничено территорией Российской Федерации.
Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии
Русский
Английский
Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.