Бесплатная еда – инструкция по эксплуатации | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Бесплатная еда – инструкция по эксплуатации

- Здравствуйте, я волонтер фудшеринга, - такие фразы каждый день можно услышать во многих мурманских магазинах. Проект сбережения еды АНО «Фудшеринг» появился в регионе в начале года и за почти 6 месяцев проник во многие торговые сети. 2 месяца назад в Мурманске волонтеры начали работать с «Пятерочкой». И только за это время уже передали нуждающимся, а значит спасли от утилизации, больше 9,5 тонн продуктов.

Фудшеринг (от англ. food – «еда», sharе – «делиться») – это сервисы, которые помогают распределять продукты питания. Как правило, это еда с истекающим сроком годности, та, которая станет отходами через несколько дней, но пока еще может принести пользу. По задумке, процесс выгоден обеим сторонам: торговым точкам не приходится утилизировать продукты (как рассказывают сами продавцы, иногда чуть ли не со слезами на глазах), а у социально незащищенных жителей и социальных организаций всё до последней крошки идёт в дело.


Помогает фудшеринг в Мурманске, например, социальной столовой «Благодельня» и фонду «Колыбель». Там говорят искреннее «спасибо» - фрукты, которые не успели раздать идут на компот и варенье, из хлеба – делают сухарики.

Такое безотходное производство часть мирового тренда на устойчивое развитие. Это ведение бизнес-процессов без вреда экологии. И социальной экосистеме. То самое «делать мир лучше», которое толкает людей в благотворительность.

- Проект «Фудшеринг» появился 2 года назад на базе Москвы и Челябинска. И он как раз совместил все те цели, которые включает наша программа устойчивого развития. Это уменьшение следа для экологии, то есть продукты не попадают в природу, их не отвозят на полигон, а передаются нуждающимся, что позволяет нам наращивать количество благополучателей и улучшать в целом состояние сообщества в отдельных регионах, - рассказала руководитель направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка» Алина Юхневич.

Проект – действительно удачный симбиоз бизнеса и добровольчества с чётким распределением ролей. Магазин отвечает за то, чтоб в корзинах для волонтёров оказалась нормальная еда с незначительными повреждениями или сроком годности на исходе, волонтёры – за оперативную доставку, НКО – за использование и распределение.

- Когда мы начинали проект, нам было очень важно найти партнёров среди некоммерческих организаций для поиска волонтёров, которые бы нам помогли с благополучателями. Потому что это непосредственно в их компетенции найти, тех, кто сегодня нуждается больше всего, - объясняет менеджер направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка» Екатерина Демешко.

Она рассказала, что всего с начала запуска проекта, в 2022 году, магазины по всей России передали 115 тыс. благополучателей более 90 тонн продуктов. В основном это фрукты и овощи.


На Мурманск пришлось 9,5 тонн. Хотя в столице Заполярья вывозы фудшеринга из магазинов этой торговой сети начались не так давно. Но половина точек уже подключилась и ежедневно готовит продукты для волонтёров.

- В Мурманск мы пришли совсем недавно, буквально 2 месяца назад. И сегодня уже подключено у нас 20 магазинов из 47 точек, которые есть в городе. В среднем один магазин передает в месяц 200 кг продуктов, - поделилась Екатерина Демешко.

При этом торговая сеть планирует пойти дальше, и внедрить культуру фудшеринга во всех своих точках.

- Мы взяли Мурманск пилотной площадкой, на которой хотим вообще подключить все имеющиеся магазины в течение года, - добавила менеджер.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ


В сети «Пятёрочка» на фудшеринг отдают две категории товаров – хлебобулочные изделия и фрукты-овощи. В течение дня сотрудники магазинов заботливо отбирают то, чем нужно поделиться.

- Во время перебора продуктов, сотрудники отбирают товары с истекающим сроком, но которые ещё можно использовать. На хлебобулочных изделиях это минимум за сутки до окончания. Если мы говорим о фруктах и овощах, то отбирается та продукция, которая начала терять свой товарный вид, но она еще пригодна к употреблению, - объясняет Екатерина Демешко.

Что это может быть? Пятнышки или помятости на яблоках, потемневшие бананы, чуть надорванная кожура на мандаринах и так далее. На прилавке такой товар раньше рисковал залежаться до неминуемой утилизации, сейчас уходит в тележку волонтеров.

За день в таких тележках накапливается существенное количество товаров. Вечером в магазине появляется волонтёр с доверенностью, ещё раз проверяет продукцию, чтоб не попало что-то испорченное или с истёкшим сроком годности и забирает продукты. Дальше оперативная доставка. Продукты передают, как в социальные службы и организации – те же «Благодельня» и «Колыбель», так и разовым благополучателям.


- Я отвожу продукты нескольким знакомым малообеспеченным молодым семьям, помогаю двум одиноким пенсионеркам и молодой студентке из своего подъезда. Продукты всегда встречают с благодарностью, - рассказала волонтер Виктория.

Всего в Мурманске сейчас работает 52 волонтера, средний возраст 40-45 лет. При этом команда постоянно расширяется. Руки нужны всегда: кто-то из волонтёров уезжает в отпуск, кто-то вынуждено не может осуществить вывоз.

- Помогаем, подхватываем. Иногда бывает, что в чате пишут «срочно, помогите с вечерним вывозом!» и речь не о твоем магазине, а о другом конце города, но все равно включаемся, выручаем и подхватываем, - делится Виктория.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ КОЛЛИЗИЯ

«Дарим, но платим»

Развитие фудшеринга в России ограничивает законодательная коллизия. О ней рассказала Алина Юхневич:

- Законодательные ограничивающие факторы для нас, как для компании, это налог на добавленную стоимость (НДС). Когда мы сегодня продаём продукты, мы платим за это НДС. Когда мы не продаём, они идут на утилизацию, мы не платим этот налог. Однако по текущему законодательству, когда мы сегодня передаём продукты на благотворительность, в частности на фудшеринг, мы тоже платим НДС, хотя и не зарабатываем на этом. За утилизацию мы тоже платим, но она оказывается дешевле – примерно в 2,5 раза. И так как у нас большие масштабы, если всё это сложить, для нас это огромные суммы. Получается это очень серьёзное ограничение для нашего масштабирования.

Напомним, для того, чтобы стать волонтером, необходимо иметь аккаунт в telegram, телефон, свободное время и желание помогать. Наличие автомобиля будет несомненным плюсом, но это не обязательное условие. Все данные необходимо указать в анкете. Есть в ней и несколько неожиданных вопросов. Например, есть ли у вас подопечные? То есть многодетные или малообеспеченные семьи, пенсионеры, инвалиды. Кстати, оставить часть продуктов (до 30%) волонтеры смогут и себе. После кандидату в волонтеры нужно пройти тест на знание правил проекта. Присоединиться к доброму делу можно, пройдя тест по ссылке.

Источник: Nord News

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.