Что нужно знать о фудшеринге в России | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Что нужно знать о фудшеринге в России

Только в России каждый год люди, производители, рестораны и магазины выбрасывают 17,9 млн тонн еды. Это много или мало? Чтобы было легче представить: 895 тысяч грузовиков с едой, которые выстроились в ряд колонной от Москвы до Владивостока и обратно!

Вместе с едой на помойке оказались и ресурсы, которые были потрачены на производство продукта: вода, земля, энергия.

Причины, по которым бизнес вынужден утилизировать пригодные продукты, могут быть разными:

  • Произвели слишком много продукта, а он не пользуется спросом;
  • Сделали опечатку на этикетке и вынуждены снять из оборота целую партию;
  • Произвели специальный продукт под рекламную акцию и в нужный период не реализовали всё, что планировали, и так далее.

Частично решить проблему пищевых отходов способен фудшеринг – технология спасения качественных, но невостребованных продуктов и их распределения среди нуждающихся людей.

Разобраться, как технология работает сегодня, telegram-каналу ESG World  в сегодняшнем разборе помогает Юлиа Назарова, президент крупнейшей в России фудшеринговой организации и благотворительного фонда "Банк еды "Русь".

Если продукты оказались на свалке — это повлияет на климат?

Да. Если бы пищевые отходы собирались отдельно и компостировались, они бы перерабатывались бактериями и возвращались в землю.

Но в наших реалиях органика попадает на полигон отходов, где нет условий для экологичного биоразложения. Выделяется свалочный газ, бо̀льшая его часть – метан и углекислый газ, который влияет на изменение климата.

Выброшенные продукты выделяют ~2,4 млн тонн метана и 78,2 млн тонн CO₂, а финансовые потери при этом превышают 1,6 трлн рублей в год, по оценке РАЭК.

Как можно изменить ситуацию?

По оценкам РАЭК, сократить пищевые отходы вдвое можно с помощью развития фудшеринга, передачи на корм животным продуктов с истёкшим сроком годности, создания технологий переработки органики и раздельного сбора органических отходов.

Фудшеринг — первая и главная технология банка еды, с помощью которой мы меняем мир к лучшему с 2012 года.

Компании-производители, агрохозяйства, магазины и кафе передают нам качественные неиспользованные продукты и товары. А мы распределяем их через локальные банки еды или партнеров в регионах среди нуждающихся людей.

Мы стремимся сделать ответственное производство и осознанное потребление нормой и стилем жизни в стране. Для масштабирования на все регионы мы развиваем национальную сеть банков еды и организаций, занимающихся фудшерингом.

По данным РАЭК, "Банк еды "Русь" обеспечивает около 90% фудшеринга в российском благотворительном секторе. За 10 лет мы перераспределили больше 50 000 тонн товаров и продуктов, помощь получили миллионы людей.

С 2015 года практикуем также розничный фудшеринг: наши волонтёры ежедневно забирают непроданные продукты из кафе и ресторанов. Речь идет о качественных продуктах, пригодных для употребления и с достаточным сроком годности. Летом 2022 года мы запустили фудшеринг с ритейлерами – магазинами сетей Х5 Group и "Магнит".

Сотрудники торговых точек ежедневно отбирают качественную продукцию, которую не успевают продать до истечения срока годности, сортируют её по категориям и передают волонтёрам банка еды.

Все передаваемые продукты проходят двойной контроль качества: со стороны ритейлеров и волонтёров фонда. Товары оперативно, день в день, доставляются благополучателям.

Кейс: X5 Group 

Проект запустили в пилотном режиме в конце июля 2022 года в нескольких "Пятёрочках", осенью к ним присоединились супермаркеты "Перекрёсток".

За первые пять месяцев безвозмездно хлебобулочные изделия получили 5839 человек, а списания по хлебу в магазинах, участвующих в проекте, в среднем сократились на 25%.

На первом этапе проекта X5 передавал хлебобулочные изделия, но уже расширяет категории продуктов. Так, в московском дарксторе "Пятёрочка" к списку продуктов и товаров добавили бакалею, фрукты и овощи, средства личной гигиены — волонтёры будут забирать почти 80 различных наименований.

Сегодня фудшеринг охватывает магазины Х5 уже в нескольких городах: Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Рязани, Екатеринбурге и Томске, всего 27 магазинов и дарксторов "Пятёрочка" и "Перекрёсток".

В среднем один пилотный магазин передает в месяц порядка 120-180 килограммов хлеба в зависимости от формата и размера магазина.

Что не так с НДС?

Новым этапом развития фудшеринга в России стали изменения в Налоговом кодексе, согласно которым с 2020 года компании могут передавать на благотворительность до 1% выручки деньгами или товарами без обложения налогом на прибыль.

Но остается входящий НДС (до 20%), поэтому при передаче товаров на благотворительность бизнес платит налог так, будто продаёт их, а не отдаёт нуждающимся

Если несколько упростить схему, ситуация выглядит так: когда у товара истёк срок годности, НДС ритейл может вернуть, потому что товар не был продан. Но если ритейл направляет часть товаров до истечения срока годности на благотворительность, НДС надо отправить в бюджет.

Кроме того, для запуска фудшеринга приходится организовывать отдельный бизнес-процесс, выделять людей, обучать сотрудников и волонтеров, вносить изменения в ИТ-систему. Поэтому утилизация обходится в 2–3,5 раза дешевле, чем фудшеринг.

Потенциал фудшеринга огромен. Эта технология способна не только существенно снизить количество пищевых отходов, но и полностью решить проблему доступа к базовым продуктам питания у россиян за чертой бедности.

По нашей оценке, если хотя бы 1,2 млн тонн (лишь 6-7% от ежегодно выбрасываемой массы) качественных продуктов и товаров в год мы будем использовать по назначению, то сможем накормить всех нуждающихся в стране – 20 млн человек, а также предотвратить 5,5 млн тонн выбросов CO₂.

Как обычный человек может помочь?

Мы можем менять мир в лучшую сторону и делать это каждый день. Для этого не нужно становится аскетом и отказываться от привычной комфортной жизни, достаточно начать с мелких несложных действий, из которых складывается большой путь к zerofoodwaste.

Например, применять 10 простых лайфхаков от банка еды, чтобы стать настоящим "фудсейвером" – адептом рационального потребления продуктов на пользу и людям, и природе.

Ещё можно стать волонтером фудшеринга или поддержать банк еды финансово. Каждые 100 рублей помогут оплатить доставку 20 кг продуктов и товаров нуждающимся людям, а еще не допустят 92 кг выбросов CO₂ со свалки.

Источник: ESG World 

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.