Издание KO — об ESG в ритейле | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Издание KO — об ESG в ритейле

Когда говорят про «ответственный» ритейл, первое, что приходит на ум, — экологичная упаковка и утилизация пластиковых отходов. Однако вопрос куда шире и глубже. Отраслевые ESG-стандарты в ритейле в России только формируются, и задают их ведущие игроки рынка, которые первыми систематизировали работу в этом направлении. X5 Group — лидер рэнкинга в категории Food Retailers — еще в конце 2019 года утвердила стратегию устойчивого развития и долгосрочные цели до 2030 года.

Младший партнер международной консалтинговой компании Bain & Company Елена Филатова отмечает, что, если посмотреть на ESG в более широком смысле, возника ют несколько не менее актуальных тем, чем пластик. Среди них она называет вопросы здоровья и здорового питания, проблемы пищевых отходов (37 % еды в мире выбрасывается) и углеродного следа.



Дарья Тулубенская, партнер Odgers Berndtson, добавляет, что компании рассматривают устойчивое развитие как ключевую цель корпоративной стратегии и внедряют ее во все направления — в клиентский блок, производство, используют для мотивации персонала.

В приоритете стратегии X5 Group — четыре направления.

  • Во-первых, ритейлер нацелен на содействие здоровому образу жизни, в том числе благодаря ассортименту полезных продуктов в своих магазинах.
  • Вторая цель — содействовать ответственному потреблению и бережному использованию ресурсов.
  • В-третьих, X5 обеспечивает достойные условия труда и равные возможности для сотрудников.
  • И четвертое направление стратегии — поддержка местных сообществ через благотворительные и социальные проекты. Компания публично отчитывается о прогрессе в своей работе как в ежегодных отчетах, так и подводя итоги полугодий.

Роль «цифры» в энергоэффективности

В 2019 году X5 внедрила программу оценки выбросов парникового газа по всей компании — были подсчитаны показатели для ключевых объектов и бизнесов: магазинов торговых сетей, распределительных центров, логистических комплексов, фабрик-кухонь, автопарков и корпоративного центра.

В 2020 году благодаря внедрению политики в области энергоэффективности и противодействия изменению климата интенсивность выбросов парниковых газов на квадратный метр торговой площади X5 снизилась на 9 %. Эти показатели в основном связаны с потреблением электричества и тепла магазинами и распределительными центрами X5.

Этого в том числе удалось достичь переводом ряда крупных объектов с традиционных на возобновляемые источники энергии.
 

«Мы рассматриваем возможность установки ВИЭ или закупки низкоуглеродной электроэнергии у третьих лиц. Так, например, на „зеленую“ энергию с гидроэлектростанций уже переведены 5 РЦ «Пятерочки», планируется продолжить эту работу. Компания также пилоти рует использование солнечных батарей в одном из магазинов в Краснодарском крае. Кроме того, мы перевели транспорт (а логистика является значительной частью торговли) на газодизельное топливо, заменили фуры на грузовые автомобили с более легкими кузовами, способствующими снижению выбросов», — отметила руководитель проектов по устойчивому развитию X5 Мария Подкопаева.

Во всех новых и прошедших реконструкцию магазинах компания внедряет системы «умный магазин» или «умный щит». «Цифра» помогает снизить потребление энергии на 4,9 %, автоматизировать управление оборудованием и минимизировать риск несчастных случаев.

Вклад в сокращение потребления электроэнергии вносят и другие инновации. Например, реализация проекта естественного охлаждения (free cooling) и использование газовых генераторов в нескольких логистических хабах позволили суммарно снизить электропотребление до 3 %. Переход с люминесцентного освещения на светодиодное позволит добиться экономии энергии в среднем на 50 %.

Сама штаб-квартира X5 Group в Москве сертифицирована по экологическому стандарту LEED на уровне Gold. Это означает, что в офисе используются безопасные отделочные материалы, энергоэффективное освещение и водоэффективное оборудование, а также организован сбор макулатуры, крышек и батареек.

Эффект масштаба

В торговых сетях, как нигде, работает эффект масштаба: любая кажущаяся мелочь, умноженная на миллионы клиентов, дает весомый результат. На привычный вопрос «Пакет брать будете?» кассиры все чаще слышат ответ «Нет» — за год в универсамах было продано порядка 5,6 млн сумок-шопперов.

«Мы видим позитивный отклик на наши экоинициативы, поэтому продолжаем масштабировать действующие проекты и внедряем новые, чтобы формировать экопривычки у наших покупателей, — подчеркивает Мария Подкопаева. — Например, совершая покупки в „Пятерочках“ и „Перекрестках“, люди могут отказаться от бумажного чека в пользу электронного. Для конкретного покупателя — это небольшой шаг, а для бизнеса, обслуживающего ежедневно порядка 14 млн человек, это возможность для значительной экономии ресурсов и сокращения бумажных отходов».

Сила сообщества повышает доверие к бренду и позволяет запускать смелые инициативы. В январе 2021 года в девяти столичных «Перекрестках» появились рефил-станции для покупки бытовой химии в розлив в многоразовую тару. Инициатива пришлась клиентам по душе, и ритейлер запустил пилот проекта также в Санкт-Петербурге, открыв станции в двух магазинах.

Кроме того, в торговых точках стоят контейнеры для сбора батареек, фандоматы — для пластиковых бутылок и алюминиевых банок. В прошлом году покупатели отправили на переработку порядка 2,5 тонн батареек. В большинстве «Перекрестков» есть боксы, куда можно принести старую зубную щетку, которая потом будет переработана в тротуарную плитку, за год было собрано более 2,5 тонн щеток.

При этом X5 также отправляет на переработку материалы от своей деятельности, например из РЦ и магазинов в 2020 году компания передала порядка 620 тыс. тонн картона, пластика, пленки и др. В планах до 2023 года увеличить долю собственных перерабатываемых твердых отходов до 95 %.

Одна из целей Х5 в области устойчивого развития — это создание ответственной цепочки поставок. Заведующая кафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия» Галина Чернухина особо отмечает, что X5 Group разработала рекомендации в области устойчивого развития для поставщиков — они включают перечень добровольных экологических и социальных сертификаций. А в 2021 году выпустила уже детальные рекомендации для поставщиков по более экологичной упаковке для 13 категорий товаров, что стало важным шагом для рынка в обсуждении единых стандартов упаковки.

Антикризисная стратегия

COVID-19 стал серьезным индикатором того, является ли фраза «социальная ответственность» просто словами. В локдаун X5 трудоустроила 40 тыс. человек из числа тех, кто лишился работы в карантин.

Проект «Корзина доброты», работающий по технологии food-drive с 2015 года, помогал в том числе врачам — 75,9 тонн продуктов были направлены в 79 больниц 17 регионов. X5 Group своими силами поставляла продовольствие в лечебные учреждения. Совместно с Фондом продовольствия «Русь» проводился онлайн-сбор продуктов на сайте Корзинадоброты.рф для доставки продуктов одиноким пожилым москвичам, чтобы те не подвергали себя риску заражения, лишний раз выходя из дома.

Пандемия внесла коррективы и в отношения с сотрудниками, которых у Х5 порядка 339 тыс. Компания создавала условия для безопасной работы в торговых залах и на складах, перевела бóльшую часть офисных сотрудников на удаленный и комбинированный режимы работы.

Фокус на ЗОЖ

В 2021 году «Перекресток» ввел систему ЗОЖ-меток для поставщиков: «веган», «органик», «без глютена», «без добавления сахара» и другие. Это упростило работу сотрудникам для определения ЗОЖ-товаров, которые потом выкладываются на специальные ЗОЖ-полки и стеллажи, чтобы покупателю было проще найти все подобные товары в одном месте. Такие ЗОЖ-зоны развиваются и в «Пятерочках».

Во многом внедрению «зеленых» практик в компаниях способствует возрастающая озабоченность экологизацией жизни среди населения.

«Для потребителей в том числе важно понимать, что владельцы магазина делают все, чтобы снизить объем упаковочного материала, сократить потери продуктов, обеспечить наличие альтернативы полиэтиленовым пакетам. Кроме этого, оцениваются отношение к персоналу, наличие корпоративных стандартов, обеспечение открытости данных», — подчеркивает председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

По его словам, одна из самых актуальных угроз для окружающей среды — избыток продуктов в сетях, которые сегодня просто выбрасываются на свалку. Это большая и актуальная проблема.

Сами ритейлеры готовы отдавать продукты с истекающим сроком годности нуждающимся. Однако пока супермаркетам проще уничтожать их, нежели отдавать благотворительным организациям из-за налоговых ограничений — недавно был отменен налог на прибыль, однако НДС, который достигает 20 %, все еще действует. По оценкам АНО «Фудшеринг», в России фудшеринг позволил бы сохранить около миллиона тонн еды в год, одновременно обеспечив продуктами 18 млн человек и сократив объем отходов. В сентябре крупные розничные игроки и некоммерческая организация «Фудшеринг» обратились в Минфин с просьбой рассмотреть отмену НДС на такие продукты, но пока решение не принято.

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.