Экономика замкнутого цикла в ритейле: как X5 Group сокращает отходы — РБК | Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group
Стратегия устойчивого развития X5 Group​​

Стратегия устойчивого развития X5 Group

Экономика замкнутого цикла в ритейле: как X5 Group сокращает отходы — РБК

X5 Group объединяет торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик» и ряд цифровых бизнесов. Рассказываем, какие технологии группа использует для сокращения отходов и почему переработка выгодна бизнесу и обществу

Задачи

Одним из направлений стратегии устойчивого развития X5 является сокращение отходов от операций компании. Сейчас их основную часть составляют упаковочные материалы, а также продукты с истекающим сроком годности или испорченным товарным видом, например, помятые фрукты и овощи, которые уже не пойдут в реализацию.



Необходимо было решение, которое позволило бы не выбрасывать их, а использовать или перерабатывать, чтобы развивать экономику замкнутого цикла, давать возможность повторного использования этого сырья в других сферах и снижать вред для экологии.

Предпосылки и мотивация

Согласно отчету аналитического центра «ТИАР-Центр», в 2020 году объем пищевых отходов в России составил 17,9 млн т. 29% из них приходится на ретейл: в основном это продукты, которые магазины не успевают продать до истечения срока годности и выбрасывают. Таким количеством продовольствия можно было бы накормить 3,6 млн людей.

Еще одна проблема — загрязнение окружающей среды пластиком. 42% пластмассы, которую изготавливают в России, составляет одноразовая упаковка. Причем ее вторичная переработка позволяет решить сразу несколько важных задач, в том числе сократить количество отходов на полигонах.

Решение и реализация

Для решения проблемы отходов Х5 системно работает сразу в трех направлениях:

  • Переработка упаковочных материалов. Картон, пластик, пленку и другие материалы из распределительных центров и магазинов передают на переработку. Переработанный материал в дальнейшем повторно используется в разных сферах бизнеса, что позволяет сократить и само производство пластика.
  • Вермикомпостирование. С октября 2021 года X5 Group сотрудничает с компанией «Плодородие», которая развивает технологию вермикомпостирования. Для переработки овощей и фруктов с истекшим сроком годности используют червей. Животные поедают растительные отходы и превращают их в органическое удобрение для почвы, которое позволяет получать хороший урожай в течение 15–20 лет. Пока проект на этапе пилота, но в компании не исключают, что он может стать масштабным направлением работы с пищевыми отходами.
  • Передача продуктов до истечения сроков годности в полезное использование. С точки зрения работы по минимизации пищевых отходов компания старается работать на опережение, то есть не создавать такие отходы, а максимально использовать продукты до истечения сроков годности. Уже более трех лет компания сотрудничает с фермерами по всей стране: передает за символические деньги на корм животным овощи и фрукты, некоторую бакалею, которые потеряли товарный вид и более непригодны для продажи потребителям, но абсолютно безопасны и могут быть использованы в сельском хозяйстве.

Еще одним важным стратегическим направлением является фудшеринг, который X5 Group развивает с июля 2022 года. Сотрудники пилотных магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске теперь ежедневно отбирают пригодные к употреблению хлебобулочные изделия, у которых срок годности еще не вышел, но истечет через 1–2 дня. Затем волонтеры забирают продукты и безвозмездно передают нуждающимся — подопечным благотворительных организаций АНО «Фудшеринг» и «Банк еды «Русь».

Для запуска фудшеринг-проекта в компании наладили отдельные бизнес-процессы по сбору, учету и передаче хлеба. Сотрудники сортируют товары по сроку годности, которые забирает волонтер благотворительной организации — для него оформляют акт приема-передачи.

В компании направление считают перспективным и с точки зрения экологии, и поддержки нуждающихся людей, но для значительного масштабирования есть преграды: на товары, которые идут на благотворительность, не отменен НДС. Поэтому компания платит налог так, как будто продает эти продукты и зарабатывает на них, хотя это совсем не так. В конце 2022 года Министерство экономического развития предложило освободить от НДС товары, которые бизнес передает на благотворительность, — сейчас инициатива рассматривается. Поддержку фудшеринга высказывали и в Минпромторге.

Результаты

Переработка упаковочных материалов. За 2021 год компания передала на переработку 618 тыс. т картона, пластика и пленки, за первое полугодие 2022 года — около 317 тыс. т.

Вермикомпостирование. За год таким методом переработали 300 т фруктов и овощей. Как утверждают в Х5, благодаря органическому удобрению повысилась плодородность почв.

Передача продуктов до истечения сроков годности в полезное использование. В 2021 году фермерам для переработки в корм животных передали около 99 тыс. т продуктов, в первом полугодии 2022 года — более 43 тыс. т, а с начала проекта — уже более 250 тыс. т продуктов.

Фудшеринг по состоянию на 2022 год находится на стадии пилотного проекта. Его первоначальная цель — наладить инфраструктуру по сбору внутри магазина продуктов с истекающим сроком годности, обучить персонал и построить эффективную логистику по передаче продовольствия нуждающимся людям. К программе сейчас подключено несколько магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске.

Результаты пока оцениваются компанией положительно: в среднем один пилотный магазин за месяц передает нуждающимся 120–180 кг хлеба в зависимости от формата, а списания в этой категории продуктов сократились на 60–63%.

Планы и перспективы

До 2023 года компания планирует увеличить долю перерабатываемых отходов до 95%. В первом полугодии 2022 года показатель достиг уже 93%. Для развития направления в компании ищут инновационные решения: в октябре совместно с ФРИИ провели питч-сессию стартапов в области устойчивого развития. Финалистами стали десять проектов, выбранные инициативы сейчас оцениваются экспертами X5 для пилотирования в бизнесах компании.

Также в X5 нацелены масштабировать программу фудшеринга: подключить к проекту магазины и распределительные центры по всей России и начать передавать на благотворительность другие продукты, помимо хлебобулочных изделий.

Источник: РБК
 

Поделиться
Подписка на публикации Х5

Подписка на публикации X5 об устойчивом развитии

Русский

Английский

Предоставляя свой электронный адрес для получения информационных материалов по устойчивому развитию от X5 Retail Group, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от X5 Group.